В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г.  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.

Для решения данного вопроса в 2016 и 2017 годах проведены конкурсные отборы по мероприятию 2.4 ФЦПРО, победители которых получили право на получение субсидий из федерального бюджета и софинансирование из региональных бюджетов. В 2016 году  победителями конкурса были 24 субъекта РФ, в 2017 году – 18 субъектов РФ. Следует отметить, что в 2017 году 17 субъектов РФ победителей конкурса были победителями прошлогоднего конкурса – 2016 года. В число победителей добавился новый субъект РФ – Липецкая область.

На сегодняшний день во всех 18 субъектах РФ – победителях конкурса по мероприятию 2.4. ФЦПРО насчитывается 11 408 образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в которых функционируют 1022 информационно-библиотечных центра, т.е. только в 9%  образовательных организаций имеются функционирующие информационно-библиотечные центры. Лидером по количеству ИБЦ является Алтайский край, где в 49% образовательных организаций созданы информационно-библиотечные центры.

Количество информационно-библиотечных центров, созданных в рамках мероприятия 2.4. ФЦПР в 2016 году составляет 875 единиц, в 2017 году на 1 сентября создано  300 единиц.

В зависимости от условий, в которых работают библиотеки образовательных организаций (наличие помещений, материальное и финансовое обеспечение) субъектам РФ предоставлено право выбора модели создания сети информационно-библиотечных центров в субъекте РФ:

  • по вертикали: региональные, муниципальные и школьные информационно-библиотечные центры;
  • по горизонтали: школьные информационно-библиотечные центры.

Из общего количества функционирующих информационно-библиотечных центров:

  • региональными являются 137 информационно-библиотечных центров, что составляет 13% от общего количества.
  • муниципальными являются 92 информационно-библиотечных центра, или 9% от общего количества.
  • Школьными являются 793 информационно-библиотечных центра, что составляет 78%. от общего количества.

В соответствии с Концепцией развития школьных информационно-библиотечных центров для скорейшего и более полного выполнения возложенных на них функций  в субъектах РФ многие школьные библиотеки переходят на электронные носители информации – учебники, учебные пособия, программные произведения.

Доступ обучающимся к электронному контенту предоставлен в 2846 образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, что составляет 25% от всех образовательных организаций субъектов РФ - победителей конкурса по мероприятию 2.4. ФЦПРО 2017 года.

Субъектам РФ предоставлено право самостоятельно выбирать поставщиков электронных носителей для образовательных организаций и заключать с ними договоры поставки. В 2016 году договора поставки заключались с 14 поставщиками, а в 2017 году с 17 поставщиками.

С целью пополнения фондов школьных библиотек приобретено учебников и учебных пособий, а также программных произведений: в 2016 году на сумму 58 322 052 рублей; в 2017 году приобретено и планируется приобрести до конца года на сумму 84 664 085  рублей, что на 45% больше, чем в 2016 году.

Пополнение фондов школьных библиотек учебниками, учебными пособиями и программными произведениями производится как печатными изданиями, так и на электронных носителях.

Литературу в печатном виде приобретали всего 4 субъекта РФ. В 2016 году было приобретено 20 063 экземпляра, а в 2017 году приобретено и планируется к приобретению до конца года 38 649 экземпляров. Увеличение по сравнению с 2016 годом на 93%.  

По структуре и годам приобретенная печатная литература подразделяется:

  • учебники и учебные пособия – 2016 год 13 508 экземпляров, 2017 год приобретено и планируется к приобретению до конца года 38 649 экземпляров
  • программные произведения – в 2016 году 6 555 экземпляров, 2017 году не приобреталась.

Общее количество литературы, приобретенной субъектами РФ в электронном виде, составило: в 2016 году 876 259 книговыдач, в 2017 году приобретено и планируется к приобретению до конца года 815 431 книговыдачи. Сокращение  на 7% по сравнению с 2016 годом. При этом стоит отметить, что некоторые регионы заключили договоры с поставщиками электронного контента на неограниченное количество книговыдач.

По структуре и годам приобретенная литература в электронном виде подразделяется:

  • учебники и учебные пособия – 2016 год 163178 книговыдач, 2017 год приобретено и планируется к приобретению до конца года 218266 книговыдач
  • программные произведения – 2016 год 674331 книговыдач, 2017 год приобретено и планируется к приобретению до конца года 597165 книговыдач.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются регионы при пополнении фондов школьных библиотек и создании информационно-библиотечных центров заключаются в следующем:

  • недостаточный кадровый потенциал (недостаточный уровень профессиональной подготовки, неготовность работать с расширенным спектром функций школьной библиотеки, неумение работать с электронным контентом и необходимым программным обеспечением);
  • недостаточное техническое оснащение школ (особенно малокомплектных и сельских) Т.к. в сельских школах сложно организовать доступ к электронному контенту из-за низкой технической оснащенности и отсутствия у обучающихся личных устройст для доступа к электронному контенту;
  • нежелание ряда библиотекарей школ работать с электронными каталогами, устаревшая материальная база рабочих мест библиотекарей, отрицание внедрения инновационных технологий и расширения функционала школьного библиотекаря.