Первый межрегиональный форум «Школьные библиотеки нового поколения»

С 5 по 9 сентября 2016 года в Москве прошел Первый межрегиональный форум «Школьные библиотеки нового поколения». Мероприятие было организовано Информационным центром «Библиотека им. К.Д. Ушинского» Российской академии образования при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА) и Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «ЦРМК-образовательные программы».

В работе Форума приняло участие 346 человек из 54 субъектов Российской Федерации. Он смог объединить специалистов в сфере библиотечного дела, представителей федеральных и региональных органов управления образованием, а также издателей и дистрибьюторов печатной и электронной книжной продукции и мультимедийного программного обеспечения для школьных библиотек.

Мероприятия в рамках основной части Форума, проходившие 5 и 6 сентября, дали участникам и приглашенным спикерам возможность обсудить реализацию Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, которая была утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации No 715 от 15.06.2016 года.

Пленарное заседание состоялось в конференц-зале Российской государственной библиотеки. Его открыл заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации БлагининА.Г.. Он отметил важность подобных мероприятий, обеспечивающих совместное обсуждение актуальной повестки, связанной с работой школьных библиотекв профессиональном сообществе, поскольку именно библиотека сегодня – первое место, в котором ребенок осваивает азы информационной культуры.Концепция, созданная при активном участии РШБА и регионов, фиксирует образ современной школьной библиотеки, а залогом успешного воплощения этого образа становится план реализации Концепции, содержащий перечень конкретных мероприятий. Еще один важный инструмент реализации Концепции – это федеральная целевая программа развития образования, действующая до 2020 г.В текущем году 24 региона нашей страны на конкурсной основе получили федеральное и региональное субсидирование на развитие школьных информационно-библиотечных центров. Расходование этих средств должно учитывать интересы всех основных участников образовательных отношений в школе. Благинин А.Г. пожелал участникам Форума плодотворной работы и выразил надежду на получение качественной обратной связи.

Участников Форума также приветствовала Лисицына И.А., заместитель начальника отдела библиотек департамента науки и образования Министерства культуры Российской Федерации, которая отметила важную роль библиотекаря и совместной работы библиотекаря и педагога в современном образовательном 2 процессе,а также необходимость как можно раньше начинать прививать культуру чтения и любовь к книге подрастающему поколению.

Подробно осветила план мероприятий по реализации Концепции ЛанкинаИ.В., начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России. Она подробно прокомментировала основные пункты предварительного плана, представленные на слайдах – запись выступления и сама презентация доступны на сайтах Информационного центра РАО «Библиотека имени К.Д. Ушинского» и РШБА.

От имени Российской академии образования на пленарном заседании выступил заместитель президента РАО ХлебниковК.В.. Он отметил, что информатизация, затронувшая все сферы общественной жизни, не положила конец библиотеке как институту, а напротив привела к его существенному расширению и развитию.Сегодня библиотека является не просто хранилищем физических фондов, но, прежде всего, культурным центром. Большая миссия возложена на школьные библиотеки, потому что именно в школьные годы формируется читательская культура. Хлебников К.В. отметил особую роль Информационного центра РАО «Библиотека имени К.Д. Ушинского». Ключевыми задачами библиотеки являются следующие: активная работа со школьными библиотеками всей страны, обеспечение информационно-методической поддержки, проведение профессиональных и общественно-просветительских мероприятий, посвященных вопросам педагогики в библиотечном сообществе при поддержке Минобрнауки России и РШБА, а также проведение мероприятий по информационно-методическому сопровождению федерального перечня учебников.

Исключительно актуальный и интересный доклад подготовила ЖуковаТ.Д., президент Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА). В нем речь шла о тех глобальных изменениях, которые происходят в образовании во всем мире, а также о необходимости сформулировать работающие стратегии и сценарии перехода в новую реальность для ключевых участников и российской образовательной сферы. Особенно подробно Жукова Т.Д. остановилась на теме чтения и его значении для формирования и развития внутреннего мира человека, подробно рассказав про стратегический проект РШБА – "Читающая мама - читающая страна" в рамках движения «Молодая Россия Читает». В конце своей речи Жукова Т.Д. также отметила необходимость создания новых условий работы специалистов библиотечной сферы, которые сделают возможным реализовать требования к профессии библиотекаря. Полный текст доклада опубликован в журнале «Школьная библиотека» No 11 (2016).

Приветственное слово произнес генеральный директор ГПНТБ России Шрайберг Я.Л., который в том числерассказал и об основных направлениях деятельности Национальной библиотечной ассоциации «Библиотеки будущего», президентом которой он является. Важной особенностью работы этой социально- ориентированной некоммерческой организации является то, что ее членами могут быть физические лица наравне с юридическими. Это особенно важно для тех специалистов библиотечного дела, которые вышли на пенсию, т.к. участие в деятельности НАББ позволяет им не остаться в стороне от сообщества.

Центр развития межличностных коммуникаций представила Кудрина Е.Л., ректор корпоративного университета Автономной некоммерческой организации 3 дополнительного профессионального образования «ЦРМК-образовательные программы». Она поделилась своим видением образовательных программ, необходимых для совершенствования кадрового обеспечения школьных библиотек, вызванного изменением образовательной парадигмы.

В финале пленарного заседания перед участниками выступил ректор ФГАОУ АПК и ППРО Малеванов Е.Ю. и рассказал об особенностях реализации современных программ повышения квалификации, о тех проблемах, с которыми сталкивается библиотечный центр возглавляемой им организации, а также о своих личных впечатлениях о том, какую роль играет библиотека для обучающихся.

Дальнейшая работа Форума проходила в Центре развития межличностных коммуникаций. За два дня работы были проведены 2 дискуссионные площадки, 1 круглый стол и 4 мастер-класса. Мероприятия вызвали большой интерес у всех присутствовавших, в каждом участвовало в среднем по 70 специалистов. Приглашенные специалисты делились своими опытом и знаниями, давали развернутые ответы на волнующие участников вопросы, вели дискуссии о подходах к совершенствованию кадрового, методического, нормативно-правового, а также материально-технического обеспечения школьных библиотек. Для того, чтобы все участники могли обсудить основные направления реализации Концепции, секции проводились последовательно.

Первая дискуссионная площадка «Совершенствование кадрового обеспечения школьных библиотек» модерировалась Т.Д. Жуковой и Е.Л. Кудриной. На ней выступили Мезенцева О.П. (заместитель директора РГБ по науке и издательской деятельности), Полякова Т.И. (заведующая Информационно-библиотечным центром ГБУ ДПО Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования), Ивина К. В. (декан социально-гуманитарного факультета МГИК), Лопатина Н.В. (заведующая кафедрой библиотековедения и книговедения социально- гуманитарного факультета МГИК). За выступлениями последовала совместная дискуссия участников Форума.

Вторая дискуссионная площадка «Совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения школьных библиотек» модерировалась Алиевой О.П., методистом МАУДО «ИМЦ». Монахов В.Н. (с.н.с. сектора информационного права ИГП РАН) выступил с сообщением по теме “Право и библиотеки: грани сопряжения”, Булавкина И.В. (старший преподаватель кафедры СГО ОГБОУ ДПО КИРО) представила доклад “Нормативно-правовое обеспечение деятельности школьных библиотек и педагога-библиотекаря: современное состояние”, Лисицкий А.В. (заведующий библиотекой No19 имени Ф.М. Достоевского) выступил с сообщением по теме “Новые форматы взаимодействия библиотеки в социальной среде”. Активное участие в работе площадки приняли также коллеги, поделившиеся своим опытом: заместитель руководителя ИЦ РАО «Библиотека имени К.Д. Ушинского» Фатеева Р.И., директор МАОУ «Гимназия No1» ГО г. Стерлитамак Республики Башкортостан Тажиев Р.Р., заведующая библиотекой гимназии Валиева Г.Р., директор Сибайской гимназии-интерната Бикбова Р.Х., заведующая методическим отделом МБОУ ДПО «Научно-методический центр» г. Ленинск-Кузнецкий 4 Кемеровской области Самойлова А.В., а также директор издательства Росмэн Кузнецов Б. В.

Второй день работы Форума открылся круглым столом по теме «Совершенствование материально-технического, информационно-ресурсного и программного обеспечения школьных библиотек», который вел Иванченко Д.А., начальник методического отдела ИЦ РАО «Библиотека имени К.Д. Ушинского». На заседании выступили представители ведущих компаний производителей АБИС – Грибов В.Т., Попов В.В., Соколова Ю.В., Токмаков В.В. В работе круглого стола также приняли участие вице-президент по стратегическому развитию группы компаний «Новый Диск» Киселев М.Ю. и руководитель отдела управления проектами Российской государственной библиотеки для молодёжи Пурник А.А.

Замечательное впечатление оставили о себе мастер-классы. Еговкина Н.В. провела мастер-класс «Школьная библиотека –центр когнитивного развития: сколько это стоит?» В ходе совместной работы участники выяснили и анализировали, какие ресурсы – административные, временные, кадровые, технические, материальные – требуются от школы и сотрудников школьных библиотек для того, чтобы школьная библиотека превратилась в центр когнитивного развития учащихся. Занятие Садовской В.С. было посвящено теме «Конфликтные ситуации в школьной библиотеке: Каков алгоритм их разрешения и предупреждения?». В мастер-классе были рассмотрены разновидности конфликтов и их основные причины, проанализированы наиболее типичные конфликты, возникающие в связи с работой школьной библиотеки. В результате участники мастер-класса сформулировали общие рекомендации по управлению конфликтами и обсудили, как с их помощью можно выявлять и эффективно управлять и разрешать конфликтами внутри коллектива. Во время мастер- класса «Интерактивные мультимедийные образовательные решения в современной школьной библиотеке: как и для чего их использовать?» вице- президент по стратегическому развитию группы компаний «Новый диск» Киселев М.Ю. представил программно-методические комплексы для организации проектной деятельности школьников, которые могут быть использованы в школьной библиотеке. Эти комплексы охватывают множество аспектов нравственно-патриотического воспитания, художественно-эстетического, коммуникативно-личностного и познавательно-речевого развития. Кроме того, были продемонстрированы продукты для медиатек– мультимедийные энциклопедии по русской литературе, истории и мировой художественной культуре.

Участники Форума с особой радостью участвовали в мастер-классе всеми уважаемого специалиста по психологии детского чтения Тихомировой И.И. «Психология чтения школьников». Психологические проблемы чтения учащихся рассматривались в двух основных аспектах – образовательном и возрастном. Кроме того, обсуждались вопросы развития у педагога-библиотекаря навыков по активизации восприятия ребенком прочитанного материала, психологические аспекты восприятия школьником художественного и научно-познавательного текста, влияние когнитивных технологий на мыслительную деятельность школьника.

После окончания мероприятий участники Форума подвели его итоги и внесли свои предложения и рекомендации в проект резолюции.

В течение обоих дней дискуссионной части Форума участники могли ознакомиться с 4 тематическими выставками: «Профессиональные издания для педагогов-библиотекарей»; «Издательские проекты в помощь образованию и воспитанию»; «Мультимедийная учебная продукция»; «Платформы для автоматизации библиотечных информационных систем». В них участвовали издательства «Дрофа», «Просвещение», «Русское слово», «Экзамен», были представлены журналы «Школьная библиотека» и «Читайка», журнал «Литературная учеба» и журнал «ЛУЧИК», журнал «Вестник Образования России», продукты компаний ООО «Мобильное Электронное Образование», ПАО «Ростелеком», а также различные автоматические информационно-библиотечные системы – «Ирбис», «Мега-Про» и МАРК-SQL.

В рамках Форума участникам была предложена двухдневная образовательная программа повышения квалификации для специалистов школьных библиотек – «Проектное управление в школьной библиотеке образовательной организации», которая прошла в учебных аудиториях ЦРМК 8 и 9 сентября. Обучение проводила известный тренер в области проектного управления В.В. Бехтерева – ведущий российский эксперт в области командного майнд-менеджмента и тренер в области проектного управления с более чем 12-летним стажем. Программа носила практико- ориентированный характер и была реализована в виде тренинга, включающего в себя развивающий и обучающий компоненты. Она была адресована, прежде всего, специалистам, работающим в сфере дошкольного, общего начального и среднего образования, т.е. педагогам, педагогам-библиотекарям, работникам школьных библиотек, руководителям образовательных организаций. Целью программы является развитие компетенций в области управления в сфере информационно-библиотечной деятельности и образовательного процесса. Слушатели познакомились с различными инструментами управления проектами, узнали, как следует создавать команду проекта, какие методы управления проектами выбрать, как управлять сроками и качеством проекта, как подводить итоги и формировать базу знаний. По завершении обучения каждый слушатель в составе рабочих групп публично представил и защитил конкретный проект, работа над которым велась в течение всего тренинга.

Материалы Форума (презентации, использованные докладчиками в своих выступлениях, а также сборник тезисов и докладов) доступны на сайте Информационного центра РАО

«Библиотека имени К.Д. Ушинского» и РШБА. Библиотека им. К.Д. Ушинского продолжает вести активную работу по содействию реализации Концепции и по организации информационно-методического сопровождения работы школьных библиотек. На основе поступающих вопросов формируется план вебинаров для работников библиотечной сферы.