Мероприятие было организовано Информационным центром РАО «Библиотека имени К.Д. Ушинского» и Ассоциацией школьных библиотекарей русского мира (РШБА).
Руководителем сессии выступил Павел Сурков, к модерированию были привлечены участники партнерства «Конструкторы сообществ практики» (А.Гебелев, К.Сергеев) и представитель модераторского сообщества программ развития (И.Чеглаков). Всего в работе участвовали 32 человека: специалисты в области библиотечного дела, представители государственных органов, общественных организаций и компаний, действующих в сегменте библиотечного дела и школьного образования. На мероприятие приехали библиотекари общеобразовательных школ и лицеев Москвы, Московской области и Новосибирска, сотрудники РАО, РШБА, ГПНТБ России, АНО ДПО «ЦРМК-образовательные программы» , издательства Дрофа, Директ-Медиа, ООО НПО «Информ-система» , Canon, iDC Россия, Р2Р Технологии.
В ходе мероприятия перед участниками был поднят ряд вопросов, на основании обсуждения которого, было предложено сформулировать программные идеи, которые впоследствии помогли бы достигнуть образа желаемого будущего.
Первый этап сессии был посвящен обсуждению состояния школьных библиотек на сегодняшний день. Главной проблемой сейчас является утрата библиотеками своей ценности. Основная масса школьников предпочитает находить необходимую им информацию в Интернете, а культурный разрыв между детьми и библиотекарями растет, таким образом, библиотека перестает быть местом неформального общения и пространством для самореализации молодежи.
В ходе второго этапа обсуждалось возможное будущее библиотек. Участники пришли к выводу, что библиотека должна стать пространством пересборки образовательных траекторий для учеников и учителей. Это означает, что она будет представляться, в первую очередь, как нейтральная территория для места встречи учителей разной направленности и их учеников, и станет альтернативным ядром образовательного процесса. Библиотека будущего создаст условия для реальной проектной деятельности и межпредметного образования. Ученикам будут предоставляться разные мультимедийные возможности, а библиотекарь станет педагогом и воспитателем, который поможет детям проводить исследования и создавать продукты по интересующей их тематике. В свою очередь, библиотекарь нового поколения должен будет помогать учащимся выстраивать их индивидуальный образовательный курс, понимать себя, свои склонности, желания и возможности, что, безусловно, поможет в выборе будущей профессии.
Формат проводимого мероприятия был, в первую очередь, ориентирован на то, чтобы составить повестку, опираясь на экспертное мнение участников, поэтому вопросы взаимодействия с государственными органами отдельно не рассматривались, вследствие отсутствия представителей Министерства образования и науки Российской Федерации.
Проведенная сессия явилась лишь первым шагом по реформированию системы школьных библиотек. В ближайшие месяцы работы будут проведены первые рабочие встречи по намеченным проектным инициативам, решено, каким образом будет лучше выстроить дальнейшую работу. Важно, что библиотека, наконец, начала рассматриваться как полноправный участник многочисленных партнерских взаимоотношений, которые возникают в ходе образовательного процесса, а не только как обычное бюджетное учреждение.
Подобные мероприятия будут являться отличной площадкой для разработки и тестирования новых форматов взаимодействия. При взаимной вовлеченности представителей разных структур, связанных со школьными библиотеками, и, конечно же, самими школьными библиотеками, регулярными очными встречами, велик шанс на достижение задуманного в кратчайшие сроки.